Увы, далеко не все будущие счастливые автовладельцы спешат в салон. А приобретать с рук подержанную машину чрезвычайно рискованно. Стремясь сэкономишь, получаешь большую головную боль и не меньшие финансовые потери…
Конечно, прежде всего необходимо убедиться в приличном техническом состоянии автомобиля – не скрывает ли новенькая блестящая краска ржавчину и запчасти на последней стадии издыхания. Однако не менее важна проверка авто на юридическую чистоту.
Основных опасностей здесь три:
- угон,
- растаможка,
- кредит.
Первым делом нужно обратить внимание на паспорт транспортного средства.
Как и в «человеческом» документе, здесь отмечены основные характеристики, позволяющие идентифицировать «личность» автомобиля. Номера прежде всего. Посмотрите, совпадают ли они на агрегатах машины и в документах.
Причём совпадать должны не только сами номера, но и шрифт, в том числе высота и ширина линий. И, конечно, вас насторожит, если возле номеров вы заметите какие-нибудь повреждения. Следы сварки, например.
Подобную проверку надо устроить и коду VIN. Составляющие идентификационный номер 17 цифр и латинских букв (не могут встречаться лишь I, O, Q) содержат массу информации, от страны и даты выпуска, технических характеристик модели до серийного кода авто. По VIN-коду можно определить, не находится ли транспортное средство в угоне, не попадало ли в ДТП, не «висит» ли на хозяине долг по кредите.
Документы можно и подделать.
Поэтому идентификационный код нужно искать на самом автомобиле: инструментальной панели, левой передней стойке кузова, месте соединения капота с ветровым стеклом, даже под обшивкой пола рядом с сиденьем водителя. В большинстве этих мест VINможет быть перебит. Но не под капотом, где он нанесён на крепящуюся винтами или заклёпками маркировочную табличку.
Именно VIN-код потребует от вас официальный сайт ГИБДД, когда вы попросите его проверить чистоту покупки. Правда, некоторые автомобили всё-таки не имеют идентификационного номера (скажем, те, что были выпущены для японского рынка). Тогда в строку нужно вбить номер кузова или шасси.
Сайт обещает выдать информацию о нахождении автомобиля в розыске, о наложении ограничений на регистрацию (из-за решений судов, соцзащиты, следственных, таможенных органов, о начисленных штрафах. А вот о том, не кредитный ли это автомобиль и вообще зарегистрирован ли на территории РФ, не сообщит. К тому же часто портал бывает временно недоступен по причине перегруженности.
Попробуйте обратиться на альтернативные сайты.
Хватает в интернете и платных сервисов, которые готовы поделиться с вами сведениями даже об именах предыдущих владельцев автомобиля, авариях с его участием и кредитах.
Не уверены в таких ресурсах или двухсот рублей жалко? Сделайте запрос в местном отделении автоинспекции. Но учтите: гарантию, что автомобиль был легально ввезён в Россию, может бать только таможня. (О том, что ПТС выдала именно она, а не ГИБДД, можно узнать по печати, а в 22-м пункте паспорта должно быть указано название таможни). Получить информацию, не числится ли машина в базе данных угнанных транспортных средств, придётся просить продавца. (Откажется обращаться в ГИБДД с таким заявлением – немедленно ищите другой автомобиль!)
Наконец, приходится признать:
Не существует на сегодня чёткого механизма отслеживания авто, обременённых кредитами. Просто нет единой базы данных на такие авто. Её пытаются сформировать некоторые из банков, и даже общий портал основали. Но где гарантия, что банк, выдавший кредит именно на облюбованную вами машину, окажется в числе его создателей?
Когда-то об отсутствии кредитного обременения свидетельствовал оригинал техпаспорта на руках у владельца. Сейчас, однако, не все банки, выдавая кредит, забирают ПТС…