Проверка авто на юридическую чистоту

Увы, далеко не все будущие счастливые автовладельцы спешат в салон. А приобретать с рук подержанную машину чрезвычайно рискованно. Стремясь сэкономишь, получаешь большую головную боль и не меньшие финансовые потери…

Конечно, прежде всего необходимо убедиться в приличном техническом состоянии автомобиля – не скрывает ли новенькая блестящая краска ржавчину и запчасти на последней стадии издыхания. Однако не менее важна проверка авто на юридическую чистоту.

Основных опасностей здесь три:

  • угон,
  • растаможка,
  • кредит.

Первым делом нужно обратить внимание на паспорт транспортного средства. 

Закончилось место в ПТСКак и в «человеческом» документе, здесь отмечены основные характеристики, позволяющие идентифицировать «личность» автомобиля. Номера прежде всего. Посмотрите, совпадают ли они на агрегатах машины и в документах.

 Причём совпадать должны не только сами номера, но и шрифт, в том числе высота и ширина линий. И, конечно, вас насторожит, если возле номеров вы заметите какие-нибудь повреждения. Следы сварки, например. 

Подобную проверку надо устроить и коду VIN. Составляющие идентификационный номер 17 цифр и латинских букв (не могут встречаться лишь I, O, Q) содержат массу информации, от страны и даты выпуска, технических характеристик модели до серийного кода авто. По VIN-коду можно определить, не находится ли транспортное средство в угоне, не попадало ли в ДТП, не «висит» ли на хозяине долг по кредите.

Документы можно и подделать.

Поэтому идентификационный код нужно искать на самом автомобиле: инструментальной панели, левой передней стойке кузова, месте соединения капота с ветровым стеклом, даже под обшивкой пола рядом с сиденьем водителя. В большинстве этих мест VINможет быть перебит. Но не под капотом, где он нанесён на крепящуюся винтами или заклёпками маркировочную табличку.

Именно VIN-код потребует от вас официальный сайт ГИБДД, когда вы попросите его проверить чистоту покупки. Правда, некоторые автомобили всё-таки не имеют идентификационного номера (скажем, те, что были выпущены для японского рынка). Тогда в строку нужно вбить номер кузова или шасси.

Сайт обещает выдать информацию о нахождении автомобиля в розыске, о наложении ограничений на регистрацию (из-за решений судов, соцзащиты, следственных, таможенных органов, о начисленных штрафах. А вот о том, не кредитный ли это автомобиль и вообще зарегистрирован ли на территории РФ, не сообщит. К тому же часто портал бывает временно недоступен по причине перегруженности.

Попробуйте обратиться на альтернативные сайты.

Хватает в интернете и платных сервисов, которые готовы поделиться с вами сведениями даже об именах предыдущих владельцев автомобиля, авариях с его участием и кредитах.

Не уверены в таких ресурсах или двухсот рублей жалко? Сделайте запрос в местном отделении автоинспекции. Но учтите: гарантию, что автомобиль был легально ввезён в Россию, может бать только таможня. (О том, что ПТС выдала именно она, а не ГИБДД, можно узнать по печати, а в 22-м пункте паспорта должно быть указано название таможни). Получить информацию, не числится ли машина в базе данных угнанных транспортных средств, придётся просить продавца. (Откажется обращаться в ГИБДД с таким заявлением – немедленно ищите другой автомобиль!)

Наконец, приходится признать:

Не существует на сегодня чёткого механизма отслеживания авто, обременённых кредитами. Просто нет единой базы данных на такие авто. Её пытаются сформировать некоторые из банков, и даже общий портал основали. Но где гарантия, что банк, выдавший кредит именно на облюбованную вами машину, окажется в числе его создателей?

Когда-то об отсутствии кредитного обременения свидетельствовал оригинал техпаспорта на руках у владельца. Сейчас, однако, не все банки, выдавая кредит, забирают ПТС…

Будьте внимательны
Правильно говорят: покупать автомобиль б/у – что в рулетку играть. Но если уж вы рискнули, используйте все доступные методы проверить его историю. Сверяйте номера и коды. «Пробивайте» автомобиль на предмет угона на посту ДПС или в отделении ГИБДД: база обновляется трижды в день. Выясните, где первый владелец машины её покупал, звоните в этот автосалон и уточняйте, продавали ли у них авто с таким номером, а если продавали – не в кредит ли. Если транспортное средство покупали за наличные, но предыдущий хозяин брал кредит, автомобиль мог стать залоговым имуществом, а в случае просрочки взноса на него могли наложить арест. Такую информацию можно получить на станции техосмотра.